ЛЕТАЮЩАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ЛПЛ УШАКОВА

Как Вы уже поняли, эта страничка посвящена необычным отечественным проектам подводных лодок. Зарубежные конструкторские «изыски» в области подводного кораблестроения были примерно те же самые с той только разницей, что многие из них были доведены до постройки условно-боевых подлодок и позволили на практике убедиться в их непригодности для реальной военно-морской службы. У наших же конструкторов и военных моряков хватило профессионализма не тратить народные деньги и силы кораблестроителей на воплощение в металле «избыточно-оригинальных» проектов.

Ни один из приведенных ниже проектов по разным причинам не был доведен до включения в боевой состав нашего Военно-морского флота, хотя некоторые из них и были начаты постройкой. Главная причина состоит в том, что по вековому опыту всех военных флотов мира – лучше (и раза в 3 дешевле!) иметь 1 хорошую подлодку и 1 хороший самолет (или торпедный катер), чем некое плавсредство, сочетающее в себе качества плохой подлодки и отвратительного самолета.

Другая причина – в отсутствии в момент разработки проектов

нужных для их реализации технологий и возможностей промышленности (например – было бы лучше освещать первобытную пещеру не факелом, а электрофонариком, но фонарики в каменном веке еще не изобрели). И третья причина – конструкторская мысль того времени чисто умозрительно представляла себе тактику морского боя. При этом конструкторы сначала придумывали проект, а уж потом интересовались у военных моряков – нужен ли он им.

Учтите этот урок, будущие конструкторы наших подлодок!

Начнем, пожалуй, с этаких гигантских подводных «динозавров», от которых даже эскизов не сохранилось.

Итак, в 1935 году, когда наша промышленность полным ходом строила «малютки» в 200 +/- тонн подводным водоизмещением и «Щуки» водоизмещением в 700 тонн, а великолепные подводные крейсера типа «К» в 2100 тонн еще только проектировались, выдающийся в дальнейшем отечественный конструктор С.А. Базилевский предложил построить подводные крейсера, линкоры и авианосцы. Всего ничего.

 

Подводный крейсер Базилевского имел водоизмещение 8640 тонн, дальность плавания 20 000 миль и автономность аж 200 суток. Вооружить крейсер предполагалось 20 торпедными аппаратами, 3 артиллерийскими башнями по 2 пушки калибром 150 мм в каждой, 7 зенитками калибра 45 мм и 1 самолетом.

Подводный линкор в 9315 тонн водоизмещением предполагалось забронировать 75 мм броней (что мало даже для боя с эсминцами, не говоря уже о крейсерах и линкорах) и вооружить 3 башнями с динамо-реактивными пушками калибра целых 300 мм (но с дальностью стрельбы в 3 раза меньше, чем у «нормальных» линкоров), 2 башнями по 2 пушки калибра 100 мм, 12 торпедными аппаратами и 3 самолетами.

Подводный же авианосец в 10 125 тонн помимо 10 торпедных аппаратов и 2 башен по 2 пушки калибра 100 мм нес целых 12 истребителей, но всего 4 бомбардировщика.

Авианосец, как и линкор, зениток не имели. Впрочем, летчикам-торпедоносцам и топ-мачтовикам еще только предстояло в ходе Второй мировой войны «убедить» адмиралов в необходимости сильного зенитного вооружения кораблей «открытого моря».

К счастью, специалисты Военно-морской академии забраковали эти гиганты еще на стадии эскизов и до постройки дело не дошло.

Годом ранее, в 1934 курсант 2 курса Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского Борис Ушаков придумал идею летающей подводной лодки «ЛПЛ». Идея была хороша и ее «доводили до ума» до 1938 года, но так и не довели.

А жаль…

 

Наши координаты: 195030, Санкт-Петербург,
ул. Отечественная, д.5 литера А,
тел./факс: 526-65-66