ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

18 ноября 2011 года в ДЮТ «На Ленской» состоялась научно-практическая конференция с активами школьных музеев и учащимися школ Красногвардейского района, посвященная 70-ой годовщине Дороги жизни (1941-2011) – «Подвиг на Ладоге». Из 14 выступающих было только 5 учащихся, остальные – взрослые докладчики. Нашу школу на конференции достойно представил ученик 5-Б класса, участник ученического объединения «Экипаж» Василий Воскресенский с докладом и презентацией «Действия советских подводных лодок на Ладожском озере в 1943-1944 годах».

«Действия советских подводных лодок на Ладожском озере в 1943-1944 годах» 

Посмотреть презентацию>>

70 лет назад, 12 сентября 1941 года начала свою героическую работу Дорога Жизни. Только благодаря самоотверженному подвигу тысяч и тысяч советских людей на Ладоге Ленинград смог выстоять в страшной блокаде. Выстоять и победить лютого врага.

Мой доклад посвящен действиям наших подлодок на Ладожском озере. Эта тема близка мне, так как мой дед капитан 2 ранга Александр Владимирович Воскресенский был подводникам, а сам я – участник ученического объединения «Экипаж», занимающегося изучением истории отечественного подводного флота.

Уважаемые товарищи ветераны! Примите моё выступление, как знак глубокого уважения и благодарности нас, молодых, всем вам, отстоявшим Ленинград и спасшим наше Отечество от фашизма.

Варварская блокада Ленинграда немецкими, финскими и прочими войсками (включая даже испанскую пехоту и итальянских моряков, этим то что у нас понадобилось?!) была прорвана 18 января 1943 года. До этого времени наши подлодки физически не могли попасть на Ладожское озеро и участвовать в обороне Дороги Жизни. Но они участвовали в обороне Ленинграда со стороны Финского залива и прикрывали Малую Дорогу Жизни, проходившую от станции Бронка рядом с Ораниенбаумом через Кронштадт до Лисьего Носа и Горской. 1)

После прорыва блокады Ладожская коммуникация еще продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады 27 января 1944 года. Блокада была снята, но враг оставался на Ладожском озере и в 1944 году. Именно в навигацию 1943 и 1944 годов наши подлодки действовали на Ладожском озере. 2)

У молодого человека моего возраста возникает закономерный вопрос – а что подлодкам было делать в озере и против кого могли действовать на Ладоге советские подводники?

Ладожское озеро вполне под стать небольшому морю. Его длина 219 км, ширина 138 км, площадь более 17 600 кв. км. Глубина в северной части от 70 до 233 м, в южной – от 20 до 70 м. Длина береговой линии более 1000 км. На озере часто бывают шторма с высотой волн до 6 м. 3)

И противник на Ладоге имелся – сформированная ещё летом 1942 года немецко-финско-итальянская флотилия в составе 1 канлодки, 21 быстроходной десантной баржи (из них 7 тяжелых), 8 десантных и 6 сторожевых катеров, 60 катеров связи, 1 финского и 4 итальянских торпедных катера. Главной их базой была Лахденпохья, пунктами базирования – Кексгольм, Сортанлахти, Сортавала, Салми, Саунасари. 4)

И пусть термин «баржа» никого из молодых слушателей не вводит в заблуждение. Немецкие быстроходные десантные баржи БДБ серии Д длиной почти 50 м имели водоизмещение 371 тонну и были вооружены 1 орудием калибра 88 мм, 2 орудиями 86 мм и 2 зенитными автоматическими пушками 20 мм. 5) Такие баржи были противником посильнее иных миноносцев.

Подводные лодки на Ладоге бывали и раньше. В период Первой мировой войны на озере испытывали одну из серий вновь построенных подлодок Российского императорского флота. Финны в 1930 годах построили специально для действий на Ладоге малую подлодку «Саукко». 6) Уже после окончания боевых действий на Ладожском озере в 1944 году туда перешли для проведения боевой подготовки в более-менее спокойной обстановке средние подлодки Щ-307, Щ-309 и Щ-310.

На Ладоге действовали наши малые подлодки типа М, которые еще называли «Малютками». На период боевых действий на Ладожском озере в 1943-1944 годах «Малютки» входили в состав Ладожской военной флотилии.

Первой на Ладогу в 1943 году прибыла подлодка М-77 серии VI-бис капитан-лейтенанта Татаринова Ивана Михайловича. 18 июня ее перевезли по железной Дороге Победы в бухту Гольсмана, а уже к 5 июля М-77 была боеготова и базировалась на Новую Ладогу и Волховскую губу. В период с 5 августа по 24 ноября М-77 совершила 7 боевых выходов к побережью, занятому противником. Помимо поиска кораблей противника и ведения разведки, М-77 в ночь на 12 октября обеспечивала высадку диверсионного десанта в бухту Мусталахти, а 5-7 ноября высадила и приняла назад на борт нашу разведгруппу.

Вслед за М-77 на Ладожское озеро была перебазирована подлодка той же VI-бис серии М-79 капитан-лейтенанта Клюшкина Алексея Александровича. Её перевезли по железной дороге на станцию Ладожское озеро 4 июля и к 15 июля ввели в строй. Перед перевозкой по железной дороге с «Малюток» снимали часть оборудования и по прибытии на место требовалось время для монтажа и отладки механизмов.

В период с 29 сентября по 1 декабря 1943 года М-79 совершила 5 боевых выходов с разведывательными целями. При этом в ночь на 20 ноября высадила разведгруппу. 7,8)

На этом были завершены боевые действия «Малюток» на Ладоге в 1943 году. Район их походов представлен на фрагменте карты боевых действий в период апрель-декабрь 1943 года.

Обращает на себя внимание тот факт, что наши подлодки в 1943 году занимались в основном разведкой и высадкой разведгрупп. Встреченные цели, как правило, не атаковывались. И тому есть ряд причин. Первое и главное – именно для скрытой разведки побережья, занятого противником, «Малютки» и были направлены командованием на Ладогу. Скрытность же действий несовместима с торпедными или артиллерийскими атаками кораблей противника. Второе – 80 % вражеских кораблей составляли катера, а торпедная атака катеров попросту невозможна из-за их малых размеров и осадки. Стоявшие же на подлодках VI-бис серии 45-миллиметровые пушки и относительная тихоходность «Малюток» делала вполне бессмысленной их артиллерийскую дуэль даже с катерами, вооруженными 20 мм автоматами. Поэтому, вполне очевидно, что подлодки М-77 и М-79 действовали на Ладоге в полном соответствии с замыслами и приказами командования.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята, но боевые действия на Ладоге продолжались.

В 1944 году М-77 в паре с М-79 24-25 июня прикрывали высадку десанта в районе Тулоксы в ходе Свирско-Петрозаводской операции. Затем М-77 с 5 июля по 9 августа выполнила 6 боевых выходов на разведку, в том числе в июле и августе высадила и сняла 2 разведгруппы на острове Валаам. А уже 20-21 августа М-77 и М-79 перешли из Новой Ладоги по Неве в Кронштадт. 9)

С учетом намечавшихся на 1944 год наступательных операций наших войск 18 июня на Ладогу были переведены находившиеся в значительно лучшем техническом состоянии подлодки XII серии М-90, М-96 и М-102.

«Малютка» М-90 старшего лейтенанта Руссина Юрия Сергеевича с 19 по 25 июня в интересах войск Карельского фронта совершила один боевой разведывательный поход в район устьев рек Видлица и Олонка. Подлодки М-96 капитан-лейтенанта Карташова Николая Ивановича и М-102 капитан-лейтенанта Лескового Николая Степановича 22-27 июня в ходе Тулоксинской десантной операции прикрывали высадку десанта на позиции в районе острова Мантсинсаари, но встреч с кораблями противника не имели. 13 июля  М-90, М-96 и М-102 благополучно вернулись в Ленинград.

К несчастью, уже после действий на Ладоге, в сентябре 1944 года М-96 не вернулась из очередного боевого похода в Финский залив. Сохранилось только несколько фотографий героических подводников экипажа подлодки М-96.

На первый взгляд, «Малютки» не потопили ни одного корабля противника, но самим фактом своего присутствия в районе высадки десанта подводники воспрепятствовали появлению там вражеских кораблей, то есть успешно выполнили поставленную задачу. В результате, в момент высадки целая 70-я морская стрелковая бригада подполковника Блака Александра Васильевича из 3169 человек десанта потеряла всего 6 человек ранеными.

Таким образом, наши подводники в 1943-1944 годах вместе с моряками Ладожской военной флотилии и СЗРП, автомобилистами и регулировщиками, зенитчиками и гидрографами, летчиками и разведчиками, внесли свой вклад в оборону Ладожской коммуникации, в спасение Ленинграда и ленинградцев, а потом содействовали разгрому и изгнанию врага с берегов Ладоги.

И в заключение, уважаемые товарищи ветераны, еще раз примите наше восхищение вашим подвигом и глубокую благодарность за возможность жить в нашем любимом городе и говорить на родном языке!

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1 – Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. – С.-Пб., 2010.

2 – Васильев Ю.А. Подводная война на Балтийском море, 1941-1945 гг. : обзор боевой деятельности советских подводных лодок на Балтийском море и Ладожском озере, 22.6.1941 г. - 9.5.1954 г. – Калининград: Партнеры М&К, 2005.

3 – Кисловский С.В. Знаете ли вы? Словарь географических названий Ленинградской области. – Л.: Лениздат, 1974.

4 – Широкорад А.Б. Северные войны России. - М.: ACT, 2001.

5 – Сайт (нем.) Marinefährprahm - http://www.german-navy.de/kriegsmarine/ships/

landingcrafts/mfp/

6 – Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Польши и стран Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии). – М.: Моделист-конструктор, 2005.

7Платонов АВЭнциклопедия советских подводных лодок 1941-1945. – М.: АСТ, 2004.

8 – Военно-исторический портал, посвященный 2 мировой войне - http://

ww2history.ru/voormorsil/3533-sovetskaja-podvodnaja-lodka-m-77-vi-bis-serija..html

9 – Морозов М.Э., Кулагин К.Л. «Месть Сталина». Советские подлодки типа М. – М.: Яуза, Эксмо, 2010.

10 – Карты из истории Второй Мировой войны 1939-1945 гг. - М.: Воениздат, 1973-82 г.г., в 12-ти томах.

 

Наши координаты: 195030, Санкт-Петербург,
ул. Отечественная, д.5 литера А,
тел./факс: 526-65-66